Ребенок часто нервничает что делать. Раздражительный ребенок: причины, помощь

Известно, что характер ребенка изменяется по мере его взросления, эти изменения в характере происходят довольно плавно и зачастую незаметно для близких и окружающих. Гораздо заметнее происходит смена эмоционального состояния, связанная с так называемым переходным возрастом.

Но только ли переходный возраст опасен частыми сменами в психо - эмоциональном поведении? Что делать - ребенок стал раздражительным и нервным?

Раздражительность и нервозность - удел не только переходного возраста.

К сожалению вспышки раздражительности и гнева, отчаяния, обиды, перемежающиеся проявлениями бурной радости и буйной активности могут встречаться и до и после переходного возраста. Когда Вы замечаете, что ребенок систематически, именно постоянно, раз за разом, превратив это в систему, спорит по любому поводу, дерзит, бывает часто напряжен и раздражителен с близкими, или же агрессивен с посторонними, то возникает вероятность, что это оппозиционно-вызывающее расстройство. Для определения состояния ребенка и своевременного исправления этого расстройства не стоит пренебрегать жалобами и замечаниями учителей на то, что ребенок стал неусидчивым, невнимательным, плохо внушаемым, раздражительным, навязчивым или дерзким в поведении. Ведь Ваш ребенок проводит в школе большую часть активного дневного времени и его поведение постоянно находится в зоне внимания учителей. Нередко оппозиционно-вызывающее расстройство встречается и в дошкольном возрасте.

Иногда родители считают, что ребенок раздражителен, потому, что просто избалован, и с возрастом все изменится. Бывает и так. На слуху случаи, когда шестилетнего ребенка отдали в первый класс школы, но он не готов к распорядку занятий и своим поведением даже срывает уроки. Таким детям рекомендуют подождать годик вне школы, а когда на следующий год ребенок вновь идет в школу, то его как будто подменили. Он и внимателен, и усидчив, и выполняет все от нег требующееся. Тем не менее, за психо-эмоциональным состоянием детей необходим постоянный контроль, чтобы не упустить время, когда необходимо вмешательство профессионального психолога.

Оппозиционно-вызывающее расстройство.

Конечно, не стоит ставить такой неприятный диагноз самим, ведь вспышки поведенческой агрессии встречаются у многих детей, как реакция на внешние и раздражители и порой это нормально. Ведь все до одного дети стремятся делать все самостоятельно, без опеки и помощи взрослых. Но протесты по поводу лишения их самостоятельности выражаются у всех по-разному. Отрицание, плач или неуемная истерика - все это протестные выражения. И все же такое поведение ребенка - это повод обратиться за помощью к специалисту психологу. Ведь своевременная диагностика, и вовремя начатое лечение синдрома оппозиционно-вызывающего расстройства, более гарантированно поможет ребенку справиться с ситуацией, восстановить взаимоотношения с родителями и близкими, со сверстниками и друзьями, с учителями и одноклассниками, улучшить усидчивость и внимательность и даже, не отстать в развитии.

Причины раздражения и нервозности детей.

К сожалению, достоверно не известны причины возникновения и развития этого заболевания. Одни ученые мужи говорят, что причины такого синдрома в нарушении нормальной работы нейромедиаторов мозга, передающих колебания и импульсы между нервными клетками. Другие утверждают, что виновата наследственность и генная предрасположенность. Третьи, привычные винить во всем внешние факторы, видят причину в экологии, или во влиянии социального окружения ребенка, обстановки в доме и семье, и далее по цепочке: в детском саду, школе, колледже, институте.


Кроме объяснения причин раздражительности и неадекватного поведения ребенка синдромом оппозиционно-вызывающего расстройства, существуют еще две теории асоциального поведения детей.
1. Первая гласит, что ребенок к 5-7 годам, в силу разных причин, может задержаться в своем развитии на уровне 2-3 лет. В этом случае все просто объясняется - это асоциальное поведение закономерно и соответствует уровню его развития. Ведь 2-3 летний ребенок еще не может полноценно воспринимать логических доводов и в полной мере экстраполировать на себя, получаемый жизненный опыт.
2. Другая теория гласит, что асоциальное поведение детей заложено в неверном воспитании, отсутствии внимания и любви родителей, либо в чрезмерном внимании. Случаи когда, либо родители практически отсутствуют и совсем не занимаются ребенком, либо когда они слишком хлопотливы и строги, когда не дают ребенку проявлять самостоятельность.

Симптомы синдрома оппозиционно-вызывающего расстройства ребенка.

Если ребенок ведет себя намного раздраженнее и агрессивнее своих сверстников, если эти отклонения систематически, если они продолжается длительнее 6 месяцев, то, наверное, стоит отвести к врачу-психологу на обследование. Ниже перечислены поведенческие типы и схемы, которые по отдельности никак не могут служить подтверждением болезни, но вкупе говорят о возможном синдроме оппозиционно-вызывающего расстройства у детей:


- ребенок практически не контролирует себя;
- ребенок чрезмерно агрессивен;
- ребенок всегда спорит с родителями и другими взрослыми, не слушается;
- специально вызывает раздражение других людей;
- не умеет играть и вообще общаться с другими детьми, сверстниками;
- часто нервничает или злится, порой совершенно без причины;
- очень упрямый;
- часто встречаются припадки истерии;
- не хочет учиться, не хочет вообще ничего делать с другими и по расписанию;
- очень долго помнит обиды и часто напоминает о них обидчикам.

В случае если в поведении ребенка замечены четыре и более из нижеперечисленных схем поведения, это прямое показание для обращения за помощью к дипломированному психологу и психиатру.

Лечение раздражительности ребенка у психолога и психиатра.

В каких случаях необходимо участие психиатра? Каким образом родителям ребенка не ошибиться и определить его заболевание? Проблема отделения зерен от плевел стоит в этом вопросе особенно остро. Поскольку определение оппозиционно-вызывающего расстройства осложнено тем, что большинство современных детей симптоматически ведут себя достаточно вызывающе, и даже, агрессивно, воспитаны без чувства уважения к старшим. В связи с изложенным, нужно не просто рассматривать поведение самого ребенка, но и тщательно изучить поведенческие факторы его окружения.
При обращении к детскому психологу или психиатру, им сначала выявляются возможные сопутствующие хронические заболевания. Это могут быть и психиатрические расстройства - дефицит внимания, тревожность или расстройство поведения. Сопутствующие синдрому оппозиционно-вызывающего расстройства, другие заболевания должны быть подвергнуты одновременному излечению. Во время лечения следует устранить причины подобных расстройств, например, переехать в другой район или перевести ребенка в другую школу. Параллельно необходимо ласково, но требовательно общаться с ребенком, настраивать его на необходимость лечения, объяснять суть его болезни и логику излечения.
Обычно лечение заключается в комплексе лекарственной терапии, сочетающееся с психотерапией, тестами и беседами психолога с ребенком и его родителями. Для положительного и скорого результата, родители обязаны научиться устанавливать эмоциональную связь с ребенком, особенно с ребенком в переходном возрасте, научиться быть справедливыми, внимательными, заинтересованными и неравнодушным к чаяниям и проблемам ребенка. Кроме того, опытный психолог научит родителей и близких ребенка заново установить нормальную, здоровую психо-эмоциональную атмосферу в семье, научит эффективно разрешать различные конфликтные ситуации без лишних споров и эксцессов.

Быть хорошими родителями – нелёгкое дело. Очень часто можно услышать от мам и пап жалобы на то, что их дети стали неуправляемы, капризны и порой даже агрессивны. А ведь ничего, кроме любви, в них не вкладывалось. Что же за метаморфозы периодически случаются с подрастающими личностями? Эти возрастные переходные периоды носят название кризисов, и одним из самых сложных считается кризис 7 лет.

Специфика переходного возраста младшего школьника

В кризисный период ребёнок ведёт себя манерно, наигранно

На протяжении жизни человек переживает пять кризисов:

  • в 1 год (происходит из-за непонимания взрослыми слов, мимики и жестов);
  • в 3 года (конфликт выделения своего «я» в отношениях со взрослыми, которые не всегда принимают желание малыша быть самостоятельным);
  • в 7 лет (возникает на фоне начала нового этапа социализации – поступления в первый класс и осознания себя личностью);
  • в 17 лет (обусловлен необходимостью самоопределяться после беззаботной и привычной школьной жизни);
  • в 30 лет (связан с подведением промежуточных итогов жизни, анализом достижений и поражений).

Каждый из этих периодов заслуживает внимания и участия близких людей, однако в семилетнем возрасте это особенно важно. По мнению психологов, у ребёнка в 6–7 лет рождается его социальное «я». Поэтому малышу предстоит выстраивать новые отношения с новыми людьми: одноклассниками, учителями. И теперь ему нужно получать положительную оценку своих действий, в которой он нуждается, не только от любящих членов семьи, но и от чужих людей.

Особенности развития детей 6–7 лет

Игра остаётся ведущим видом деятельности для младших школьников

С достижением школьного возраста ребёнок переживает мощную перестройку всего организма, которая связана с интенсивным развитием периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и эндокринной систем. Это обуславливает особую подвижность и активность малышей, но в то же время перенапряжение эмоционального характера и утомляемость.

Также в этом возрасте появляется новый вид деятельности – учёба. И если раньше ведущей деятельностью была игра, то теперь малыш хочет почувствовать себя взрослым – быстрее пойти учиться. Хотя игра ещё не ушла из его жизни, поэтому обучение младших школьников, как правило, опирается на этот вид деятельности, то есть на опыт детей. При этом не стоит забывать, что характер памяти у шестилетнего-семилетнего карапуза носит непроизвольный характер. Поэтому чем ярче образ того или иного понятия, тем легче малышу его запомнить. Но концентрировать внимание на чём-то одном ему ещё трудно. И вот на фоне этих противоречий развития возникает кризис семи лет.

Основные признаки кризисного периода

Непослушание и агрессия являются ключевыми признаками кризиса 7 лет

Не заметить наступление переходного этапа практически невозможно, ведь он ярче всего проявляется в поведении. Основными признаками переходного этапа считаются:

  • манерничание на людях, в семье, попытки подражать старшим (родным, героям кино, книг);
  • кривляние (чаще всего направлено на самых близких);
  • появление сдержанности (ребёнок в 7 лет теряет свою способность непроизвольно – непосредственно – реагировать на те или иные события, теперь малыш осмысливает всё, что происходит вокруг него);
  • периодическое игнорирование просьб или указаний старших, непослушание;
  • необоснованные приступы гнева (психует, ломает игрушки, кричит) или, наоборот, уход в себя;
  • дифференциация своего «я» на публичное и внутреннее;
  • потребность признания окружающими взрослыми значимости личности.

Часто случается так, что родители из всего этого списка обращают внимание только на непослушание: ведь таким образом нарушается привычная иерархия отношений взрослый-ребёнок, малыш становится «неудобным». Однако это ошибочное представление о значимости данного проявления кризиса. Гораздо важнее то, что маленькая личность в этот период нуждается в понимании и заботе. И в этой связи родителям лучше оставить свои недовольства и попробовать помочь своему чаду.

Как наладить контакт с малышом?

Не наказывайте ребёнка, всегда пробуйте договриться

Юрий Энтин: «Что за дети нынче, право, никакой на них управы, Мы своё здоровье тратим, Но на это наплевать им…»

Для того чтобы кризисный семилетний возраст прошёл максимально безболезненно, взрослым следует несколько пересмотреть свои отношения с ребёнком. Психологи советуют обратить особое внимание на ряд моментов:

  1. Позволяйте проявлять самостоятельность. Безусловно, у каждого члена семьи есть определённый круг обязанностей, и чадо может выполнять их наравне с взрослыми. Подросший младший школьник вполне справится, например, с уходом за домашним животным (насыпет корм попугаю, выгуляет собаку и т. д.) Так он почувствует, что он такой же взрослый, что от него зависит определённая сторона жизни семьи. При этом иногда напоминайте ребёнку, что главные в доме – мама и папа, которых никто не может заменить. Чтобы малыш наглядно в этом убедился, устройте день наоборот – родители станут детьми, а дети родителями.
  2. Признавайте право ребёнка на настроение. Малыш, как и любой взрослый, повержен эмоциональным перепадам. У него, как и у мамы или папы, может случиться день, когда всё валится из рук, хочется побыть одному и даже поплакать. В этом случае не мешайте проявить эмоции, а через какое-то время поговорите об этой ситуации, выясните причину такого упадка. Наверняка, это реакция на чьё-то недоброе слово или проблему в школе, с учителем или одноклассниками.
  3. Договаривайтесь. 7 лет – это возраст, когда малыш уже прекрасно понимает ценность обещаний. Он помнит, что обещали ему, так же хорошо, как и то, что пообещал сам. Поэтому если что-то пообещали – обязательно выполняйте, если такой возможности нет – доступно объясните своему чаду причины, по которым обещание откладывается, а также оговорите время, когда вы сможете его выполнить. В противном случае, ребёнок поймёт, что слово можно нарушать, что не существует обязательств, которые нельзя было бы обойти.
  4. Дозируйте давление. Существуют ситуации, когда просто договориться не получится, так как у малыша ещё отсутствуют некоторые границы поведения (например, нельзя поднимать руку на девочку, взрослого человека или общаться с мамой как со сверстницей). В этом случае, конечно, без авторитарного подхода не обойтись («Мы сделаем так, потому что это правильно. Ты этого ещё не понимаешь, потому что маленький»). Но самое важное в формулировке требований – это спокойный тон голоса . Услышав ровный тон маминого или папиного голоса, которые напоминают малышу, что он ещё не всё улавливает в силу возраста, в сознании ребёнка возникнет желание понять причины того или иного действия, а это, в свою очередь, отвлечёт от капризов и непослушания. Только включать такой подход нужно как можно реже, иначе ребёнок привыкнет делать всё только под давлением.
  5. Привлекайте чувство юмора. Лучший способ заставить ребёнка что-то сделать – это начать делать вместе с ним. А чтобы он с удовольствием выполнял те или иные действия, например, мыл посуду, в процессе совместной работы ищите смешные моменты (можно придумать забавные прозвища кухонной утвари или сочинить целый рассказ о приключениях ложки и чашки и т. д.)
  6. Полностью откажитесь от наказаний. Учёными доказано, что физические наказания не несут в себе никакой педагогической ценности. Равно как и психологическое давление. Дело в том, что малыш заведомо слабее взрослого, поэтому сопротивляться прессингу не может. Но даже сделав всё так, как вам надо, он не поймёт, почему его заставляли против воли. И впоследствии из него вырастит человек, убеждённый, что превосходство силы или возраста играет ключевую роль в решении любых вопросов.
  7. Дайте возможность выплёскивать свою агрессию. Для этого можно, например, повесить в комнате боксёрскую грушу или заменить её подушкой. В качестве альтернативы силовому выплеску эмоций можно комкать бумагу, газеты и бросать в корзину. Полезно также иногда давать возможность малышу покричать.
  8. Разговаривайте с малышом. Говорите с ребёнком на равных, рассказывайте о том, что и у вас в жизни был такой сложный период. Делитесь опытом, каким способом вы находили выход из ситуации.
  9. Периодически «отдыхайте» друг от друга. Если вы чувствуете, что страсти накаляются до предела, ребёнок вас не слушает, не воспринимает, попробуйте пару дней пожить отдельно. Только важно, чтобы именно вы уехали, а не отправили малыша. Так в привычной домашней обстановке он сильнее почувствует, насколько нуждается в вас, и, воспользовавшись ситуацией, можно будет без труда найти взаимопонимание.
  10. Нагружайте. Давайте малышу специальные задания, связанные с проявлением творческой инициативы. Так вы подготовите его к новой учебной деятельности. Также периодически включайтесь в занятия со своим чадом: это не только укрепит ваши эмоциональные связи, но и добавит вам авторитета в глазах ребёнка.

Видео: как вести себя с ребёнком, если он психует и нервничает

Любой кризис – это тяжёлый период в жизни человека и всех, кто его окружает. Что касается переломного этапа в 7 лет, то он усиливается ещё и тем, что ребёнок не может найти разрешение внутренних конфликтов самостоятельно. Поэтому взрослые должны проявить всю свою чуткость, любовь для того, чтобы кризис 7 лет прошёл легко и закончился быстро.

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня мы поговорим о решении проблемы повышенной возбудимости детей. Бывает, что поведение ребёнка меняется постепенно, малыш всё больше нервничает, а бывает, что состояние сильной раздражительности возникает спонтанно, когда, на взгляд родителей, ничего не предвещает беду. Но, как известно, дыма без огня не бывает. И на самом деле такая повышенная возбудимость в большинстве случаев является ответной реакцией организма на какой-то раздражитель, а, следовательно, можно найти причину, которая вызывает такое поведение. В этой статье мы об этом поговорим, а также о том, как себя вести, чтоб не допустить подобных изменений в характере малыша и что делать, если ребёнок уже стал раздражительным и нервным.

Причины раздражительности

Важно учитывать возраст ребёнка, когда начались изменения в характере, и появилась сильная раздражительность. Это связано с тем, что разные возрастные периоды могут иметь отличительные причины, провоцирующие то, что малыш становится очень нервным.

  1. Период до трёхлетнего возраста. Причиной могли послужить:
  • длительная родовая деятельность, которая сопровождалась асфиксией у малыша;
  • неблагоприятные условия окружающей среды, в которых находилась мамочка в момент вынашивания беременности;
  • раздражительность может быть симптомом развития эндокринных заболеваний;
  • начало патологических процессов органов нервной системы;
  • болезни сердечно – сосудистой системы;
  • длительный период прорезывания первых зубов;
  • требование от ребёнка того, что ему не под силу;
  • постоянный пример родителей, которые проявляют свою раздражительность.
  1. Дети от четырёх до шести лет. Причинами повышенной раздражительности являются:
  • тотальный контроль;
  • завышенные требования.

Такое отношение к малышу данного возрастного периода может привести к нанесению ран самому себе или издевательствам над теми, кто слабее.

  1. Возраст от семи лет до подросткового периода. Характерными причинами становятся:
  • напряжённые отношения с одноклассниками или сверстниками во дворе, состояние постоянного стресса;
  • неуважение учителей, высмеивание ребёнка;
  • завышенные ожидания родителей, которые хотят видеть в своём ребёнке отличника.
  1. Подростковый период характеризуется такими причинами раздражительного поведения:
  • гормональные изменения в организме;
  • проблемы в отношениях со сверстниками, особенно с девочками;
  • неуверенность в своих силах.

Также можно выделить основные причины, независимо от возрастных периодов. Если ребёнок с раннего детства постоянно раздражительный, то, возможно, имеет место генетическая предрасположенность. В других случаях самыми частыми причинами становятся:

  1. Недостаток внимания. Ребёнок своим поведением хочет сделать всё, чтоб его, наконец, заметили. Так происходит, когда родители заняты своими делами и практически не проводят с малышом времени.
  2. Желание ребёнка быть независимым и самостоятельным. Оно и так проявляется, а если дома сильный контроль каждого движения и поступка малыша, ситуация усугубляется.
  3. Когда каждый родитель пытается воспитывать ребёнка по-своему.
  4. Если ребёнка превозносят, все вокруг него бегают. А потом что-то меняется, он идёт в коллектив, где много таких же малышей или у него появляется младший братик, сестричка. И всё внимание переходит к нему. Вот тогда и начинаются приступы раздражительности.
  5. Постоянные ссоры в семье, в которые поневоле втянут малыш. Оказывают серьёзную нагрузку на психику ребёнка и на его нервное состояние.

К счастью, мой сын рос нормальным ребёнком, без изменений в поведении. А вот в моём детстве был соседский мальчик, которого раздражало всё вокруг. Ему тогда было десять лет. Сначала родители делали вид, что ничего страшного не происходит. Его мама говорила, что, видимо, это раньше времени начался переходной возраст, поэтому он так себя ведёт. Но потом все соседи начали ей говорить, что это не нормально и, если она не в силах сама справится, должна обратиться к психологу. В итоге, встреча со специалистом состоялась.

Оказалось, что мальчика регулярно позорила перед всем классом учительница физкультуры. Дело в том, что Петя был худеньким и слабеньким, не мог вскарабкаться по канату или отбить мяч во время волейбола, да и вообще, все занятия проходили провально. И вместо того, чтоб поддержать ребёнка, помочь ему освоиться, укрепить мышечную систему, педагог смеялась и позорила его перед всем классом, нанося сильный удар по психике ребёнка.

Оказалось, мальчик даже пытался прогуливать занятия, но злосчастная учительница его находила и вела на урок. Как только причина того, что Петя стал сильно нервным и раздражительным, была выявлена, проведена психологическая реабилитация – мальчик снова стал нормальным. Кстати, учительница так и осталась безнаказанной, директор не поверил словам Петиных родителей и сказал, что педагог она отличный, таких поискать ещё надо. И дети молчали, видимо было стыдно, ведь они тоже насмехались над мальчиком.

Поэтому родителям больше ничего не оставалось делать, кроме как перевести Петю в другую школу и отдать мальчика в спортивную секцию, где он смог окрепнуть и стал даже участвовать на спортивных соревнованиях.

Признаки

  1. Малыш с избыточной возбудимостью будет в постоянном движении. Кажется, что его интересует всё вокруг, но это только видимость. Он не доводит начатое дело до конца, его хватает буквально на пять минут, потом он бросает одно дело и берётся за другое, с которого тоже переключается практически мгновенно.
  2. Когда ребёнок устаёт или при смене обстановки, появлении чужого человека, может вести себя сверхвозбуждённо и даже начинать кричать.
  3. Такие малыши постоянно что-то говорят, не умолкают. Очень часто задаются вопросы, причём по всякому пустяку, но ребёнок не дожидается ответов, переключается на другое занятие или задаёт уже новый вопрос.
  4. Возможно появление нервного тика , бессонницы, даже взрослый малыш может страдать энурезом .

Важно вовремя распознать такое состояние и начать действовать. Практически всегда такой процесс обратим, только в редких случаях виной может быть какое-то отклонение, порой неизлечимое.

Ребёнок стал нервным, что делать

  1. Изменение дневного распорядка. Если такой не имеется, то его создание. Очень важно, чтоб день раздражительного малыша был распланирован и включал в себя все необходимые занятия.
  2. Не стоит идти на поводу у ребёнка, который своими истериками или слезами пытается получить желаемое.
  3. Хвалите малыша за минуты спокойствия и правильного поведения. Если вы ставите ребёнку какие-то условия, придерживайтесь их. Если сказали, что через пять минут, если малыш не встанет с компьютера , то вы его выключите, значит так и делайте. Не нужно сначала угрожать ребёнку, а потом забывать о своих словах. Так малыш не будет серьёзно относиться к словам родителей, не станет с вами считаться.
  4. Не стоит категорично запрещать делать то или иное. Нужно постараться объяснить малышу причину такого запрета.
  5. Важно, чтоб у малыша были пропорциональными умственные и эмоциональные нагрузки.
  6. Если вы куда-то собираетесь с раздражительным ребёнком, не торопитесь, делайте всё постепенно. Спешка для таких детей не хороший советчик.
  7. Покажите малышу на личном примере, как можно справляться с непонятной ситуацией, как нужно вести себя в обществе.
  8. Не требуйте от ребёнка того, что он не в силах выполнить. Не нужно ставить завышенные планки. Пусть малыш развивается нормально, всему своё время. Хвалите его даже за маленькие достижения и не ругайте за наименьшие провалы.
  9. Старайтесь вовремя выявлять причину раздражительности малыша и начинайте правильно на неё реагировать. Ведь, если сейчас всё пустить на самотёк, упустить время, подобное поведение может стать привычным для ребёнка, и он таким и вырастит. Кроме того, это может оказать непоправимое влияние на нежную психику малыша, а, следовательно, скажется на его общем состоянии здоровья.

Профилактика

Гораздо проще не доводить до крайностей, не ждать, пока малыш станет истинным бунтарём и его раздражительности не будет предела, а своевременно позаботиться о правильном поведении и воспитании ребёнка.

Так меры, направленные на предостережение развития повышенной раздражительности, в себя включают:

  1. Минимизируйте тотальный контроль. Очень важно, чтоб малыш, который хочет совершать самостоятельные поступки, смог этого достичь. Когда вы перекрываете ребёнку кислород, не даёте поступать, как он считает нужным – вызываете сильную раздражительность.
  2. Подружитесь с собственным малышом. Очень важно быть другом для своего ребёнка. Малыш должен видеть , что его понимают и поддерживают.
  3. Старайтесь избегать ссоры и конфликты в семье. Ребёнок очень чувствительно всё воспринимает и начинает остро реагировать на проявления подобного типа.
  4. Важно уметь идти на компромиссы. Случается, что папа отстаивает свою точку зрения, а мама – свою. Родители не приходят к согласию, а всё это происходит на глазах малыша и ребёнок становится нервным и раздражительным.

Теперь вам известно, что может вызывать повышенную раздражительность и лишнюю нервность даже у самого спокойного малыша. Возьмите это на заметку и соблюдайте все меры, чтоб не допустить такого с вашим ребёнком. Также вы теперь знаете, что делать, если ребёнок уже чересчур раздражительный. Придерживайтесь рекомендаций и у вас всё наладится. Здоровья вам и вашим деткам!

Нет, ваш ребенок, к счастью, не страдает ни энурезом, ни заиканием, он не грызет ногти на руках, но почему-то все-таки общение с ним вам не доставляет удовольствия, оно скорее кажется обузой. Вы не желаете водить его с собой в гости и лишний раз боитесь вывести во двор, а о дошкольном учреждении не может быть и речи. Ведь он — неуправляем и разболтан, а главное — непредсказуем ни в чем.

Вот он, как вихрь, носится по комнатам, хватает вещи и бросает их. Кричит, командует и требует невыполнимого. И вдруг затих и где-то притаился. Но неизвестно, что последует за этим. Вот он залез под стол, увидя что-то. Трясется весь от ужаса и страха, и непонятно вам, с чем связан страх. А вот навязчиво все время поднимает руку, как будто отдает кому-то честь. А вот он что-то перепроверяет и повторяет свои действия как ритуал. И не узнаешь у него, зачем. Попробуй только его расспроси.

Чуть что не так, он сразу начинает плакать, впадает в ярость, не умея сдерживать свой гнев, и даже может замахнуться на вас. Потом отходит, кажется спокойным, а вы вновь напряженно чего-то ждете, не понимая, что с ним происходит: он болен или у него дурной характер. И в то же время все вокруг считают, что он нервный. Но разве может малыш быть нервным в этом возрасте? Какие у него заботы? И что в действительности означает слово "нервный"?

Как правило, чаще всего под этим словом кроется понятие скорее бытовое, чем медицинское. В общежитейском смысле "нервный" — это практически неуправляемый и раздражительный ребенок, который не умеет и не хочет владеть собой. Но термин "нервный" — неконкретный, собирательный. Поэтому, когда мы говорим о нервном малыше, то в каждом случае так называемая нервность имеет самую различную основу. Мы называем детей "нервными", когда они педагогически запущены, когда у них акцентуация характера, невропатия и неврозы, когда у них есть органические изменения в любом из полушарий головного мозга, причем мы очень часто о них даже не догадываемся.

Так, например, ребенок с поражениями лобных долей мозга никак не поддается воспитанию. Вы упрекаете его, читаете нотации, а он, не замечая этого, спокойно продолжает всех шокировать своими выходками и драчливостью, неряшливостью и дурашливостью. Ему практически нельзя внушить стыдливость и объяснить, что значит чувство меры. И все ваши педагогические методы — как "глас вопиющего в пустыне". Такой ребенок просто по-другому не в состоянии себя вести. Поэтому, когда малыш неуправляем, необходимо срочно показать его врачу, чтоб уточнить причины отклонений в поведении ребенка.

Обычно нервными, действительно, бывают дети с врожденной детской нервностью — невропатией. Таких детей намного больше, чем мы предполагаем, хотя рождение ребенка с детской нервностью уже возможно предсказать по ряду признаков, имеющихся у беременной до родов. А после родов выставить диагноз еще легче. Проверьте, нет ли именно ее у вашего ребенка.

Ребенок с детской нервностью обычно намного возбудимее ровесников. Уже на первом году жизни малыш все время чутко спит и плохо переносит шум, не хочет есть и часто срыгивает. По мере роста и развития ребенка проблемы сна и аппетита нарастают. В три года у него, как правило, нарушен не только ночной сон, но и дневной, когда он просто не желает спать. Кормление его — сплошная мука. Он очень переборчив в пище, и нет практически продуктов, которые бы возбуждали его аппетит. Такой ребенок часто раздражен и расторможен. Сосредоточивается с большим трудом, но ненадолго. Любая мелочь его отвлекает, а непоседливость и суетливость приводят к массе ненужных действий. Другая крайность, когда ребенок с врожденной нервностью все время замкнут, накапливая все в себе. Однако, по какой бы "крайности" ни протекала невропатия у ребенка, вам надо помнить, что такой малыш обычно очень эмоционален, мгновенно переутомляется и склонен к беспокойству. Поэтому все Ваши нарекания лишь вызывают у него обиду.

При изменении погоды, в душном помещении, во время ссоры, при волнении такой малыш обычно может жаловаться на головную боль, на боли в сердце и боли в животе. И он действительно испытывает эти боли. Вообще, малыш с врожденной детской нервностью болеет чаще, чем его ровесники. Он невынослив, у него пониженная реактивность организма и измененный обмен веществ.

И все-таки, когда, воспитывая малыша с врожденной детской нервностью, вы будете учитывать его особенности и индивидуальность, надейтесь на хороший конечный результат. Со временем все симптомы исчезнут. Невропатия — это не болезнь, а только почва для заболевания. Но эта почва — лучший чернозем для невротических реакций и неврозов.

Неврозы — это те заболевания, которые затрагивают многие аспекты личности ребенка. В дошкольном возрасте чаще всего встречаются неврастения, невроз страха, истерический невроз, невроз навязчивых состояний. Любой из перечисленных неврозов имеет ряд своих особенностей. Но главное, что их объединяет, — чрезмерное по силе или длительности напряжение нервной системы на фоне или после психического потрясения, на фоне или после острых и хронических психических травм и конфликтов. А травматичной для ребенка может быть любая ситуация.

Обычно каждый из неврозов имеет свой центральный внутренний конфликт, препятствующий выразить себя. Вы сами будете способствовать развитию неврастении у собственного малыша, все время предъявляя ему требования, не соответствующие возможностям его лишь только формирующейся психики. Когда вы очень часто пугаете ребенка, и он действительно боится вами брошенных угроз, считая, что не сможет защитить себя, запомните — на этом фоне рано или поздно может появиться невроз страха. Когда малыш мечтает совместить несовместимые желания и чувства, а вы потворствуете этому, вы ускоряете развитие невроза навязчивых состояний. Когда вы мало уделяете внимания ребенку, а он стремится к вашей ласке и любви, любой ценой пытаясь вам напомнить о себе — вы провоцируете истерический невроз. Вообще, обычно в раннем детстве неврозы трудно четко отграничить друг от друга, и мы, как правило, имеем дело с единым термином "невроз".

Когда ребенок ваш все время возбудим, гиперактивен, раздражен, разгневан или, напротив, постоянно вял и апатичен, чрезмерно мнителен, тревожен и слезлив, подавлен, — не пропустите у него невроз и постарайтесь своевременно проконсультироваться у врача. Пожалуй, главной причиной невроза бывает ваше воспитание, особенно ваш взгляд на "можно" и "нельзя".

Нередко у детей встречается ситуативно обусловленная нервность. Причины ее самые различные, но это не болезнь. Малыш ситуативно нервный во время кризиса упрямства, доказывая всем "я сам". Малыш ситуативно нервный тогда, когда в семье он лишь единственный ребенок, и любящие мама с папой, а также бабушки и дедушки не в силах поделить его, буквально "рвут на части" Ребенок может стать внезапно нервным, когда в семье вдруг появляется , к которому ваш первенец испытывает ревность, или когда в семью приходит отчим, с которым малыш "борется" за маму.

Ситуативно обусловленная нервность практически встречается у всех детей в семье, в которой родители недавно развелись или когда развод лишь только назревает. Ситуативно обусловленная нервность... Как много ситуаций провоцируют ее. Практически их трудно перечесть. И все-таки все эти ситуации в какой-то степени, а иногда и полностью зависят или же зависели от вас.

От этой нервности лишь только шаг к неврозу, который может "искалечить" малыша и быть его попутчиком всю жизнь.

Итак, вы видите, форм детской нервности немало: врожденные, приобретенные. И все же, когда заходит речь о нервных детях, задумайтесь, в чем виноваты вы и почему такой ребенок появился не где-нибудь, а именно у вас. Запомните, у нервного ребенка обычно нервные родители, и он лишь только подражает стилю поведения в семье.

Как надо вести себя родителям с "нервным" ребенком:

  • Найти причины нервности и попытаться сгладить их.
  • Пересмотреть стиль отношений в семье и не делить любовь ребенка между близкими. Не заставлять его любить всех одинаково.
  • Подумать, есть ли веская причина для развода и так ли вам необходим развод. Как сделать, чтоб малыш не оказался жертвой.
  • Найти все трещины в своих взаимоотношениях с ребенком.
  • Не ущемлять его достоинство и самолюбие. Не управлять ребенком, словно роботом.
  • Не требовать от малыша невыполнимого.
  • Заблаговременно готовить его к появлению в семье . Не разжигать в нем ревность к другим детям.
  • Понять ребенка и попытаться с его позиции оценить дурной поступок.
  • Помочь ему во время кризиса трех лет.
  • "Воспитывать" его наедине, не злоупотреблять своими бесконечными "нельзя" и "можно".
  • Запрятать свою нервность в глубину и не закатывать ему или при нем истерики.
  • Стараться не показывать свой страх.
  • Закаливать. Все время выполнять рекомендации врача.

Как не надо вести себя родителям с "нервным" ребенком:

  • Специально культивировать причины "нервности".
  • Пытаться раздражать и "заряжать" ребенка своими методами воспитания, своими "можно" и "нельзя".
  • Все время ущемлять его достоинство, управлять ребенком, словно роботом.
  • Стараться разжигать конфликт в семье, стремиться к беспричинному разводу и перетягивать ребенка, как канат, — от мамы к папе и наоборот.
  • Стараться поделить любовь ребенка на всех родных и близких поровну, ревниво соблюдая это.
  • Все время требовать от малыша невыполнимого.
  • Подчеркивать свою любовь к новорожденному и вызывать специально у ребенка ревность к другим детям в семье.
  • Искоренять его упрямство в период кризиса трех лет.
  • Быть взвинченным, рассерженным и злым, общаясь со своим ребенком.
  • Закатывать ему истерики, пугаться на его глазах.
  • Способствовать развитию невроза.
  • Не соблюдать рекомендации врача.

Почему дети бывают "нервными"?

  • Обвиняя своего ребенка в излишней нервности, задумайтесь на минутку: нет ли в этом вашей вины? А если есть, так в чем она состоит и действительно ли вы виновны?
  • Очень трудно ответить: действительно или нет, в полном смысле этого слова, но заранее, заблаговременно до рождения малыша, вы могли бы уже предвидеть его будущий "нервный" характер и пытаться любыми возможностями эту "нервность" предотвратить. Так что очень большая ответственность возлагается на беременную.
  • Любой будущей матери необходимо создать плоду особый "комфорт", обеспечить его безопасность, защитить своего малыша, пусть еще не родившегося, но стремящегося жить. А для этого надо пожертвовать многим, поступиться своими желаниями, отказаться от давних привычек и взглядов, изменить образ жизни. Любой будущей матери надо сделать все-все от нее зависящее, чтоб различные вредности внутриутробно не воздействовали на нервную систему плода. Ну, а вредности — это курение, алкоголизм, даже малый глоточек шампанского — яд. Все , перенесенные во время беременности, начиная от ОРВИ и до самых опасных, — это тоже угроза и риск повреждения нервной системы плода. Остановленный выкидыш, резус-несовместимость, прием разных лекарственных средств...
  • Словом, будущего ребенка на каждом шагу подстерегают опасности. Есть такие, которые можно предотвратить, потому что они управляемые. Среди них наиболее травмируют женщину конфликты в семье. Все конфликты — как мины замедленного действия для беременной! Они — главный источник ее психического дискомфорта. А психический дискомфорт отражается даже на показателях крови, и не только беременной, но и плода, что отзовется в дальнейшем, когда плод уже станет ребенком.
  • Когда будущей матери не нужен малыш, когда он, нерожденный, уже нежеланный и все мысли беременной о малыше, как о страшной обузе в ее личной жизни, то ребенок, родившись, своим диким нравом словно мстит всем за это и волей-неволей заставляет, чтоб вы уделяли ему, если даже не хочется, много внимания.
  • Причиной "нервности" ребенка могут быть и эмоциональный стресс, испытываемый беременной во время сдачи экзаменов, зачетов, и конфликты на работе, издержки быта... Короче говоря, любая ситуация, сопровождающаяся волнением.
  • Стресс может быть не только у беременной, но и у роженицы. Он ослабляет родовую деятельность, затягивает роды и вызывает кислородное голодание плода. Поэтому любая родовая травма, симптомы недоношенности и переношенности в дальнейшем могут отразиться на поведении ребенка.
  • Когда беременность и роды прошли благополучно, "невротизировать" ребенка могут все воспалительные и механические повреждения головного мозга. Любое острое заболевание способно на какой-то срок оставить след на психике ребенка, тем более хроническое. Когда малыш как будто без причины капризен, обследуйте его. Причины могут быть различны: от аденоидов и до глистов.
  • Однако больше всего ранят психику детей условия их жизни, тот микроклимат, что вы создаете. Ребенку трудно вынести, когда он то "тропический", то "резко континентальный", а вы, как будто бы волшебной палочкой, жонглируете воспитанием, и ваш конечный результат нередко попадает "пальцем в небо".
  • Всех воспитательных ошибок не перечесть. И чаще всего виновата мама. Малыш все время подражает ей, стараясь быть похожим на нее. Поэтому, когда она капризна — он капризен, она раздражена — он раздражен, она эгоистична — он эгоистичен. Короче, в доме появляется ее двойник, копия с оригинала — малыш с таким же нравом и характером. Недаром говорят: "У нервной мамы — ребенок нервный".
  • Невротизирует ребенка ряд причин: он очень часто беспокоен, когда недосыпает, когда весь день его проходит в просмотре телевизионных передач, когда он слушает ужасные истории и сказки, когда он ходит в гости, где очень шумно или многолюдно. Неуправляемый ребенок часто бывает и в такой семье, где "скрещивают шпаги" два поколения: отцы и дети, его родители и их родители. Обычно в этих семьях все "ломают копья", чтоб доказать, как правильно воспитывать ребенка. И если мама утверждает "можно", то бабушка твердит в ответ "нельзя". Малыш в растерянности, кому верить, предпочитая тех, кто говорит "можно". А вы, потворствуя желаниям ребенка, навряд ли знаете, что это сильно ослабляет процессы его торможения, сопровождаясь рядом невротических реакций.
  • Таким реакциям подвержен также и ребенок, которого вы "укрощаете" ремнем. Любой "физический" вид наказания сопровождается реакцией протеста.
  • Все избалованные дети капризны тоже, особенно когда их хвалят без предела, внушая, что они — неповторимы. Высокая самооценка их приводит часто к конфликтным ситуациям. Такой малыш не может адаптироваться к саду. В кругу своих ровесников его неповторимость не видна. Зато он часто отстает от них во многих навыках развития: не может сам одеться, застелить постель, не знает, как зашнуровать ботинки. Все это вызывает нарекания, насмешки. Ведь в детском коллективе жесткие законы. Малыш не хочет примириться с этим и... протестует.
  • Его реакция протеста достигает апогея, когда в семье вдруг появляется новорожденный, и мама с папой отдают все предпочтения ему. Нежданный, непредвиденный удар судьбы. Его предали... Предали ради неумейки — несмышленыша, который ничего не понимает, а только день и ночь кричит и плачет. И чтоб напомнить о себе, ревнуя, ребенок ваш устраивает сцены, причем такие, на которые нельзя не обратить внимания. И вам теперь уже невольно надо помнить, что в доме есть еще один малыш, довольно умный, малыш-помощник, на которого можно положиться. Так что, пожалуй, нечего и думать, кто из двоих достоин предпочтения.
  • Еще сильнее, чем рождение младенца, травмирует ребенка, делая неуправляемым, распад семьи. Ему необходимы как и мама, так и папа. Он любит их обоих сразу. Уход кого-нибудь из них из дома — невыносимая трагедия. Немного раньше он невольно был свидетелем конфликтов, участником их и судьей. Все это глубоко запало в душу. Он стал как будто бы наэлектризованным и по малейшим пустякам способен разрядиться.
  • Невротизирует ребенка часто и факт рождения в семье, где нет отца, особенно когда он подрастает и начинает это сознавать.
  • Пожалуй, как подсолнух тянется за солнцем, так ваш ребенок — за любовью к вам. И вдруг однажды он невольно открывает, что мама с папой больше уделяют ему внимания тогда, когда он что-то сделает не так, как принято вокруг. Когда же он ведет себя "как надо", они все время заняты собой, своими неотложными делами, и он, наверно, им тогда не нужен. Но с этим он не хочет примириться. И действует... любой ценой отстаивая свое "Я". А мы гадаем, почему ребенок нервный.

Как надо вести себя родителям, чтобы ребенок не был нервным:

  • Еще задолго до рождения побеспокоиться о его здоровье.
  • Отказаться от вредных привычек и наладить здоровый образ жизни.
  • Оберегаться от инфекций и соблюдать все противоинфекционные мероприятия.
  • Постоянно находиться под наблюдением в женской консультации.
  • Избегать эмоциональных перегрузок и психологических травм.
  • Разрядить конфликтную ситуацию в семье.
  • С первых дней беременности думать о ребенке в солнечных тонах, ждать его, как самую большую радость в жизни.
  • Пройти курс психопрофилактики перед родами, предупредить родовой стресс.
  • С самых первых дней жизни ребенка создать ему психический комфорт.
  • Не раздражаться, запастись терпением. Все время помнить, что вы — пример для подражания.
  • Найти всем взрослым единый воспитательный подход.
  • Не завышать возможности ребенка и не внушать ему, что он неповторимый.
  • Ни в коем случае не унижать достоинство ребенка своими методами наказания.
  • Всегда быть с ним доброжелательными и тактичными.
  • При появлении новорожденного в семье все делать так, чтобы малыш не ощущал себя ненужным.
  • Стараться избежать развода и сохранить семью.
  • Ребенок ваш не должен быть "орудием" в борьбе друг с другом. Он — не судья в конфликтах.
  • Оберегайте малыша от травм и от заболеваний, воздействующих в основном на нервную систему.
  • Уделяйте максимум внимания ребенку, который чем-то только что переболел.
  • Закаливайте малыша и тренируйте его нервную систему.

Как не надо вести себя родителям с нервным ребенком:

  • Не заботиться о здоровье будущего ребенка.
  • Употреблять спиртные напитки и курить во время беременности.
  • Не соблюдать противоинфекционные мероприятия.
  • На протяжении беременности думать о неродившемся ребенке, как о будущей обузе.

Детские капризы и вспышки гневливости в 90% случаях «вырастают» из некорректного поведения пап и мам. В нынешнюю эпоху детоцентризма молодые родители стараются всячески ублажать ребенка, особенно если это первенец. Малыш быстро привыкает к тому, что все его желания сиюминутно исполняются. Когда этого не происходит, ребенок психует. Психологи выделяют 3 причины такого поведения детей: Попытка манипулировать родителями. Проявление характера. Кризис.

Желание манипулировать родителями у маленьких детей неосознанное. Для того чтобы справиться с таким уродливым проявлением свойством личности ребенка, нужно научиться не обращать на его вспышки внимания.

Когда ребенок поймет, что его капризы не приводят к желаемому, истерики прекратятся. Но не сразу. На первых порах ситуация может даже ухудшиться – ради привлечения внимания маленький манипулятор будет кричать громче, топать, бесноваться и даже пытаться бить родителей.

В этом случае и мама, и папа должны сохранять спокойствие. Нужно доступно объяснить ребенку, что его поведение неприемлемо. Акцент следует делать на нежелании общаться с ребенком тогда, когда он плохо себя ведет.

Когда вспышки происходят часто, речь может идти о проявлениях характера. Родителям необходимо пересмотреть модель поведения друг с другом. Если они живут в мире, нужно попытаться найти другого «агрессора». В этой роли может выступить как любимая бабушка, так и телевизор, по которому в течение дня показывают «громкие» ток-шоу.

Если чадо совсем маленькое, но сильно и регулярно раздражается, не стоит спешить приглашать священника и проводить обряд экзорцизма. Речь может идти о возрастном кризисе, который нужно перетерпеть. Модель поведения родителей описана выше.

Не будет лишним посетить врача. Если детские истерики сочетаются с симптомами того или иного заболевания, специалист проведет диагностику и назначит лечение.